3 декабря, вторник
День вдохновляющих историй.
Для будущих бизнесменов
Тумбочка Старшего поросёнка. Любимая книга и копилка с монетами.
Старший поросёнок любит читать книги про успешных бизнесменов. Недавно он прочёл историю человека, который начал заниматься бизнесом в 15 лет, и было это в... 1855-м году! Звали его Генрихом, он варил и продавал душистое мыло.

У Генриха было много сильных конкурентов, которые начали заниматься парфюмерией гораздо раньше. И сначала Генрих зарабатывал очень мало. В 19-м веке в России мыло стоило дорого и покупали его обеспеченные люди. А бедные - парились в бане с берёзовыми вениками.
И тогда Генрих Брокар сварил очень красивое мыло и стал его продавать очень дёшево: за 1 копейку (сегодня это было бы примерно 20 рублей). Кстати, мыло конкурентов стоило в 30 раз больше. Было детское мыло в форме медвежат и зайчиков - дети же не любят умываться, а с таким мылом-игрушкой дело шло веселее. Было мыло в виде букв, его называли "азбукой". А ещё было мыло в виде зелёного огурца и оранжевой морковки - люди покупали яркую и смешную вещь в подарок. Тысячи и тысячи рублей (сегодня это было бы много миллионов) заработал Генрих.
Примерно так выглядело огуречное мыло. Хотя, конечно, это не оно: смартфонов тогда не было, поэтому об удивительной покупке люди рассказывали друг другу словами, а не выкладывали фото в социальную сеть :)
А ещё он делал восковые цветы, совершенно как настоящие, и пахли они как положено: фиалка - фиалкой, ландыш - ландышем и так далее.
Со временем Генрих стал продавать в своём магазине и более дорогие товары, например, коробку с духами, пудрой, помадой, кремом и другими душистыми вещами за 1 рубль. В первый день была ужасная давка, полиции пришлось вмешаться и попросить закрыть магазин! А Генрих по-прежнему не жалел сил, чтобы делать парфюмерию приятную и недорогую: "Цветочный" одеколон могли себе позволить почти все, несмотря на то, что он получил медаль на Всероссийской промышленной выставке. Выпуская продукцию не только для богатых, но и для бедных покупателей, Генрих продавал в 1900-м году на 2 с половиной миллиона рублей. Это как сейчас 400 миллионов.
В 20-м веке фабрика Генриха Брокара стала "Новой Зарёй". Она и сейчас, в 2024 году, работает в Москве, на Саввинской набережной. И самый известный её аромат, выпущенный в продажу больше чем 100 лет назад под названием "Любимый букет императрицы", можно купить и сегодня. Называется он теперь "Красная Москва".

...Каждый раз, когда Старший поросёнок перечитывает эту историю, он думает вот о чём:

  • Для того, чтобы заработать много денег, необязательно продавать то, что стоит много денег!
  • Чтобы добиться успеха, нужно быть изобретательным человеком... ну или поросёнком.
  • Как же это удивительно... что чего-то - не было, а потом - раз, и появилось! Что бы такое придумать самому - красивое, полезное и нужное?
Подумайте и вы!)
Для взрослых предпринимателей
Для взрослых у нас есть ещё немного подробностей:

  • Хотите прочитать "книгу Старшего поросёнка" самостоятельно? Валентин Пикуль, "Душистая симфония жизни", там немного.

  • Очень, конечно, Генриху Брокару помогала его жена Шарлотта. Жениться на красивой, умной (и небедной) женщине ему помогла та же парфюмерия: за Шарлоттой ухаживал певец, собирались устраивать музыкальный вечер... Так Брокар принёс в подарок корзину фиалок и посоветовал поставить на рояль! Певец не смог петь (аромат фиалок очень плохо влияет на связки), с позором бежал... ну а Генрих - женился.

  • Шарлотта тоже коварства была не чужда. Именно она ему это "одна копейка принесёт миллионы!" и посоветовала. Она же, например, чтобы доказать, что покупатели слишком падки на этикетку, устроила провокацию, когда русские духи разлили во флаконы от французских (и наоборот), "Любэновские" (то есть, брокаровские) духи очень хвалили, "брокаровские" (то есть, любэновские) очень ругали, а потом был большой скандал. В общем, это один из тех прекрасных случаев, когда "муж и жена - одна сатана".

  • Правила у Брокаров на фабрике были очень суровые: никакого алкоголя. Прямая цитата: "Генрих Афанасьевич вставал раньше всех, с шести утра трудился в лаборатории. Человек был сухой, зато справедливый, и к нам, работникам, относился хорошо. На фабрике полно разных спиртов, но никто даже лизнуть не смел. В этом деле хозяин был строг: чуть заметит кого с похмелья, сразу выставляет за ворота фабрики. Сам труженик великий, он терпеть не могу всяких лентяев, лодырей тоже выпроваживал на улицу."
Ну а подумать здесь, мне кажется, есть вот о чём: ...конечно, на современные, занятые конкурентами рынки, заходить тяжелее. Очень уж велика насыщенность. Какой товар не возьми - обязательно будет и форме зайчика, и в форме огурца, и говорящий, и светящийся, и с выходом в Интернет... Жизненный цикл каждого изобретения всё короче, один раз на много лет глицериновое мыло не изобретёшь - нужен конвейер инноваций. И, всё же, именно изобретательность и способность увидеть потребность там, где её не видят другие - по-прежнему может быть ключом к бизнес-успеху. Ну и хорошая, думающая вместе над решением маркетинговых задач, вовлечённая команда. Как ваша компания, могла бы чему-то поучиться у Брокара и Ко. - как думаете?

Ароматного дня, увидимся завтра!