6 декабря, пятница
День смелых идей.
Для будущих бизнесменов
-Тринадцать! - торжествующе сказал Средний поросёнок младшему брату, уплетающему шарлотку за обе щеки. - Тринадцать маленьких монеток стоила упаковка с тремя яблоками! Четыре монетки стоит банан, пять монеток апельсин, шесть - груша, десять - виноград. А яблоко стоило три. - Средний поросёнок придвинул к себе бухгалтерскую книгу.

Младший поросёнок покивал головой. На самом деле он считал, что записывать цифры - это довольно скучно. То ли дело изобретать! Старший брат рассказал ему про восковые цветы и мыло - вот эта история показалась Младшему очень интересной...

А недавно Младший был на специальном занятии для изобретателей. И там случилось вот что...
Закройте глаза и представьте любой предмет! - сказал важный учитель.

-Любой-любой? - уточнил маленький поросёнок.
-Любой-любой-любой! - подтвердил учитель.

Младший закрыл глаза и представил, почему-то, лестницу.
-А теперь ещё один! - попросил учитель. Младший подумал о красках.

-А теперь ещё самый последний! - раздался голос учителя прямо над ухом. Младший вздрогнул и внезапно подумал о пончиках.

-А вот теперь, - довольно сказал учитель, - подумайте о том, какие они - эти три предмета, которые вы представили. И придумайте что-то новое и интересное, - что-то такое, что было бы по своим качествам похоже на все три предмета... или хотя бы на два из трёх.

Маленький поросёнок задумался.

Лестницы высокие, со ступеньками, длинные, тонкие, опасные. Краски - цветные, яркие, красивые... Пончики - вкусные. Душистые, с поджаристой корочкой, сладкие, хрустящие, ароматные, мягкие, замечательные, самые лу... Ну хватит. Как же всё это совместить?...

Хм. Цветные лестницы. Красиво, да. Лесенки для дома всегда такие скучные, поэтому их держат в чулане. А можно делать яркие изящные лесенки со съёмными ящиками: когда нужно - лесенка, а когда не нужно - книжный шкаф. Вкусные лестницы? Почему бы и нет? Рабочим, которые весь день работают на высоте - например, что-то строят или моют окна, - пригодятся лестницы со встроенными ящиками для шоколадных батончиков. ...Хрустящие краски: радуют не только глаз, но и слух! Или даже... пищащие краски! Будет смешно, если нарисовать мышку... (Младший захихикал.) Ох, а вот если бы краски понимали, что именно ими рисуют... ! И, в зависимости от изображения, пищали, мяукали или рычали! А ещё можно выпускать стильные цветные пончики для модных девчонок! Или построить очень-очень высокое пончиковое колесо обозрения!...

...Выступая перед всем классом, Младший поросёнок сорвал заслуженные аплодисменты - так много всего он придумал на том занятии. Попробуйте и вы.
СЕКРЕТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ

  1. Успокоиться. Сесть поудобнее. Расправить руки и ноги (копытца, лапки и т.д.) Постараться ни о чём не думать.
  2. "Выхватить" откуда-то изнутри три любых предмета. Постарайтесь называть не только то, что находится прямо перед глазами - дверь, диван, телевизор... будет интереснее, если вы вспомните что-то необычное. Художник, корова, глобус! Паштет, зоопарк, луноход!...
  3. Выбрав три слова, подумайте - какой он/она/оно? Сухое, мокрое, красное, твёрдое, громкое... придумайте четыре-пять описаний.
  4. Попробуйте совместить черты и описания разных предметов в одной идее.
  5. Подумайте, интересна ли получившаяся идея - будут ли люди обращать внимание на то, что вы придумали? Захотят ли они это купить?
Для взрослых предпринимателей
Как обычно, и вам не возбраняется заняться... изобретением изобретений :) (Кстати, у этого метода есть вполне серьёзное название: метод фокальных объектов.)

Но для вас, конечно, есть задачка и потруднее.

Представьте себе шкалу от "минус пяти" (всё очень плохо) до "плюс пяти" (всё очень хорошо). В серединке - разные варианты "никак", "паршиво", "нормально" и так далее.
Подумайте о своей команде/своей компании.

  • Какую бы оценку от -5 до +5 вы бы присвоили уровню творчества в команде? ("творчества" в широком смысле этого слова; речь не про пение или рисование картин - речь про творческое, изобретательское, мышление, которое фокусируется на поиске новых интересных идей, способов, продуктов и др.)
  • Какую бы оценку от -5 до +5 вы бы присвоили безопасности среды, в которой обсуждаются новые идеи? ("-5" - это если все молчат, потому что понимают, что, стоит только открыть рот и что-то предложить, обязательно запустится какой-то конфликт и начнётся какая-то проблема; "+5" - это если все знают: даже слабая идея получит благодарный кивок от лидеров и одобрение команды - за вовлечённость и попытку)
  • Какую оценку вы бы присвоили вознаграждениям/обратной связи за хорошие идеи?
  • Какую оценку вы бы присвоили самим идеям?
  • Какую оценку вы бы присвоили корпоративному обучению/тренировке в области изобретательского мышления?...

Подумайте: возможно, есть ещё какие-то важные вопросы про изобретательские решения в вашей компании?

А вообще - насколько они важны для вас? В какой степени влияют на бизнес? Минусовая часть шкалы вам здесь не понадобится, можно оценить от 0 до 5.

Что ещё очень интересно делать с такими штуками - "играть в покер" со своей командой. Попробуйте оценивать не в одно лицо, а, договорившись с коллегами о вопросах и шкале, записывать оценки независимо друг от друга, на карточках, а потом - "вскрываться" и обсуждать различия... Ну и можно поговорить/подумать, будет ли "прокачка изобретательской мышцы" приоритетом вашей команды/компании в 2025 году.

Изобретательного дня, увидимся завтра!