12 декабря, четверг
День честных разговоров.
Для будущих бизнесменов
Что ж, совсем недавно мы тренировались в том, чтобы хвалить других людей и говорить им хорошие вещи. Сегодня задание будет совсем не таким приятным... Но тоже очень важным и полезным!
Злобненький Старший поросёнок накричал на зверей и бежит домой
Это - Старший поросёнок. Выражение его пятачка довольно рассерженное и разочарованное. Он бежит домой после того, как накричал на зверей на стройплощадке. Вы знаете эту историю из книги "Три поросёнка в бизнесе. Большая игра".

Почему же он кричал? У него были замечания к работе зверей. Он хотел, чтобы они работали быстрее и были более внимательными. Но когда он их обидел, они тоже обиделись и стали работать хуже. Что же это значит, - возмущался Старший, - никому нельзя делать замечания? А братья ему объяснили, что делать замечания можно, но важно делать их правильно: не кричать и не злиться, говорить спокойно, объяснять, что именно не устраивает, показывать, как правильно.

Всегда ли это помогает? Не всегда. Некоторым всё равно, что им говорят - как это было с Лягушкой. Наверное, с такими лучше вообще не работать вместе...
Но с очень многими людьми можно поговорить о том, что вам не нравится в их поведении. Главное, чтобы этот разговор не сломал доверие и симпатию между вами, не ухудшил, а улучшил ваши отношения. Это и будет вашим заданием на сегодня - подумайте, кого вы могли бы попросить вести себя по-другому (или перестать что-то делать)? Как бы вы могли сказать ему об этом так, чтобы он понял вас и не обиделся?
Для взрослых предпринимателей
Конечно, вы можете выполнить вариант выше - дать честную обратную связь кому-то, чьё поведение/коммуникация/работы вас не устраивает. Для взрослых придумали много моделей обратной связи, таких как SBI, SOR, BOFF, DESC и др. Все они задают сценарий, помогающий обосновать критические высказывания, сделать их связанными с поступками, а не с личностью, и, тем самым, убрать из них ненужный эмоциональный негатив.

Но есть и ещё один вариант упражнения, более сложный. Попробуйте дать критическую обратную связь... себе.

И сделать её при этом сбалансированно честной/прямой, но и в нужной степени - наполненной сочувствием. Есть очень интересный автор, если никогда не читали, познакомьтесь - Кристин Нефф. У неё несколько книг, и все они работают с темой самосострадания.

Потому что, даже с собой, - "тем более с собой"? - говоря о недостатках, нужно уметь сохранять уважение, доверие, мотивацию. Быть честным, но не обижать; говорить прямо, но не быть намеренно жестоким.

Подумайте, умеете ли вы давать корректирующую связь другим - и полезную, и не воспринимающуюся как несправедливость/акт агрессии.

Но подумайте и о том, умеете ли вы давать такую обратную связь себе. И не заносит ли вас к полюсам "самоупоение" или "самобичевание". Может быть, научиться лучше держать равновесие - может быть одной из достойных целей 2025-го года?

Открытого дня, увидимся завтра!